Мальчишкам и девчонкам

Тебе, старшеклассник!

Жизнь непроста. И надо в этой непростой жизни уметь выстоять, сразиться за правое дело, расти, борясь, оставаясь человеком. Как выжить? Как выстоять? Кто-то поможет или рассчитывать только на себя?

Мы предлагаем вашему вниманию книги, которые затрагивают актуальные для вас вопросы: о смысле человеческой жизни, о нравственном достоинстве человека, о его бесконечных возможностях, об обязанностях делать свою жизнь полезной и нужной.

Если ты не находишь взаимопонимания с взрослыми.

Отношения детей и взрослых могут быть очень сложными, часто непросто складываются и семейные обстоятельства. Герои этих книг показаны в критической ситуации, когда жизнь вынуждает их сделать нравственный выбор.



Алексин А. А тем временем где-то.-М.: Мол. гвардия, 1980.

Героя повести Сережу Емельянова окружают разные взрослые. Многое в их поведении озадачивает его, а порой приводит к разочарованию. Случайно мальчик узнает неприятные факты о прошлой жизни отца – давнее предательство. Сережа хочет разобраться в истоках поведения близкого ему человека. Поиски приводят его к знакомству с Ниной Георгиевной, милой женщиной брошенной когда-то его отцом. Сергей берет на себя заботу о ней «за отца, вместо отца».






Алексин А. Раздел имущества.- М.Дет.лит., 1982.

У героини повести Веры врожденная травма головы. Вернуть ее к полноценной жизни смогли любовь и забота бабушки Анисьи, которая на протяжении многих лет самоотверженно боролась за здоровье девочки. В повести разгорается конфликт между добротой и умением отказаться от личного ради близких бабушки Анисьи и прагматизмом мамы Веры, которая живет по принципу «нужен пока нужен». Между двумя близкими людьми – Вера. Конфликт разрешается трагедией.






Лиханов А. Лабиринт.- М.: Сов. Россия, 1983.

Трудно разрешается конфликт между подростком и взрослыми в романе «Лабиринт». Внешне вполне благополучная семья: мама, папа, баба Шура и 12-летний Толик, находится на грани распада. Баба Шура, накопительница по натуре, считает возможным распоряжаться жизнью дочери и ее семьи. Жить по бабкиным законам невозможно, даже, чтобы сохранить мир в семье. Отец уходит из дома. Мальчик пытается понять всех, даже бабу Шуру. На его неокрепшие плечи ложится тяжесть семейного конфликта. Он хочет всем помочь, но приходится разбираться в сложных человеческих отношениях, искать выход.






Лиханов А. Чистые камушки.- М.: Дет. лит., 1985.

Вместе со всеми 12-летний герой повести Михаська в тяжелые военные годы голодал и бедствовал. Впереди его ждет счастье – отец, геройски воевавший, вернулся домой невредимым. Но скоро радость сменяется чувством горького разочарования и жгучего стыда за него. В погоне за сытой, обеспеченной жизнью отец вступил на путь обмана и спекуляции. Потеряв доверие к отцу, Михаська в знак протеста убегает из дома, но возвращается, поняв, что от зла не убежишь, со злом нужно бороться.






Поляков Ю. Работа над ошибками.- М.: Современник, 1989.

В одну из школ приходит молодой учитель – бывший работник городской газеты. На уроке литературы преподаватель рассказывает о потерянном романе писателя Николая Пустырева. Ребята с большим интересом следят за ходом частного расследования и предлагают свою помощь в поисках романа. Но внимание автора, в прошлом педагога, в основном сосредоточено на жизни школы – будничной, повседневной, но полной сложных ситуаций и переживаний. Как найти путь разрешения конфликтов между детьми, между учениками и учителями вы узнаете, прочитав эту повесть.






Яковлев Ю. Станция мальчики // Ю.Яковлев Где начинается небо.- М., Дет. лит., 1982.

По вине родителей часто в детскую жизнь вторгается взрослое горе. Наиболее тяжкие переживания вызывает у детей разрушение семьи. Алеша убегает из дома, чтобы не мешать своим родителям, во время ссор они все время упоминают его имя. Он остро чувствует свое одиночество, но эти непростые отношения с взрослыми закаляют характер подростка.

Если ты одинок

Как часто, при внешнем жизненном благополучии мы чувствуем себя никому не нужными. Если проблема одиночества тебе знакома, прочти эти книги, и ты найдешь ответ на многие свои вопросы.





Демыкина Г. Почему меня никто не любит? .- М.: Дет. лит., 1985.

Героиня повести – девочка из неблагополучной семьи. В столкновении с разными людьми проявляется духовная неразвитость и эгоизм Надежды. Она плохо относится к людям. Ее грубость, лживость многих отталкивает от нее. «Почему меня никто не любит?» - это крик души одинокой девочки. Надя сама смогла ответить на этот вопрос. Начинается сложный путь преодоления своих ошибок.






Коротков Ю. Абориген // Абориген/ сост. Н.Соломко,- М., Дет. лит., 1985.

Для героя повести четырнадцатилетнего Борьки река занимает особое место в его жизни: он сросся с ней душой. К реке приучил его отец. Это было самое счастливое время - веселое, безмятежное детство. Все изменилось с появлением в жизни матери другого мужчины. Отец запил и бесславно погиб на реке. Формально у Борьки есть семья: мать, отчим, маленькая сестренка. Но он очень одинок, он чувствует себя чужим и ненужным в этой семье. Все теплое время года Борька живет у реки в лодке. Весь круг его общения студенты московского стройотряда. Как сложится дальнейшая жизнь мальчика, неизвестно. Финал повести открыт. Но остается вера, что Борька не пропадет.





Лиханов А. Обман.- М.: Сов. Россия,1983.

Смерть матери выбивает из привычной жизни героя повести 14-летнего Сережу Воробьева. На него обрушивается целая череда обманов. Выясняется, что погибший отец-летчик придуман мамой и живет в их городе, отчим и его мать, Сережина учительница, обманным путем переселяют его с бабушкой из двухкомнатной квартиры в жалкую комнатушку. Столкнувшись с равнодушием, корыстолюбием взрослых, подросток тяжело переживает свалившееся на него одиночество. В свои 14 лет Сережа Воробьев приходит к убеждению о необходимости самому принимать решения.







Нечаев, Л. Ожидание друга.- М.: Дет. лит., 1989.

Саша Кузнецов – мальчик с серьезным отношением к жизни. Он не просто живет, а пытается понять суть жизни и окружающих его людей. Это маленький одинокий философ. Саша одинок в семье, одинок в классе. Ему трудно общаться с людьми. Все 15 лет его жизни – это ожидание друга. Но герой повести не хочет дружить с кем-нибудь, ему нужен идеал.



Если тебе трудно со сверстниками.

В чем причина того, что ты оказываешься «лишним» среди одноклассников, почему не складываются отношения с ребятами во дворе? А может быть причина в тебе? Попробуй разобраться!






Алексин А. Безумная Евдокия.- М.: Дет. лит., 1978.

Не складываются отношения героини повести Оли с ребятами из класса. Оля талантлива и умна и стремится во всем быть впереди. И классный руководитель Евдокия Савельевна, и ребята готовы оценить и полюбить талант, но не могут принять и простить Олиного высокомерия и пренебрежения к ним. Родители, ослепленные талантливостью дочери, уверовавшие в ее исключительность, не желают понять классную руководительницу, пытавшуюся доказать, что желание любой ценой быть первым обрекает человека на одиночество.






Исарова, Л. Записки старшеклассницы .- М.: Дет. лит., 1977.

16- лет сложный возраст, возраст крайностей и исканий. «Почему со мной никто не дружит? Может я никому не интересна?» - такие вопросы задает себе героиня повести Катерина. Молодая учительница литературы пытается помочь девочке понять себя, научить считаться с людьми. Удастся ли Кате наладить отношения с одноклассниками, учителями, родителями ?





Клепиков Ю. Незнакомка.- М.: Дет. лит., 1989.

Девочка-старшеклассница появляется в новой школе. Класс разбит на группы, ее внимание привлекает мальчик из элитной компании. Она не осмеливается познакомиться поближе – между ними большая разница и во внешнем виде, и в положении. Она только звонит ему по вечерам и молчит. Чтобы стать своей в избранной компании девочка идет на предательство.





Яковлев Ю. А Воробьев стекло не выбивал.- М.: Дет.лит., 1979.

Самое обыденное на первый взгляд для школьной жизни событие – выбитое стекло, превращается в многолетнюю борьбу за справедливость. К ответу призван Воробьев, известный всей школе своими проделками. Не сразу, но мальчик признается в содеянном. И вот тогда в защиту справедливости вступает одноклассник Семин. Он настойчиво повторяет это при любом удобном случае, что Воробьев стекло не выбивал. Даже через несколько лет, на выпускном вечере, Семин использует последнюю возможность доказать свою правоту. И тогда встал истинный виновник. Борьба за эту маленькую правду стала душевной потребностью подростка, его путем к самоутверждению.

Если ты недоволен собой.

Ты считаешь себя неудачником, и каждый день приносит лишь разочарования в себе самом. Так же думали и герои этих книг. Но жизнь поставила их пред необходимостью поверить в себя.



Лиханов Ю. Солнечное затмение // Собр. соч.: В 4 т.- М., Мол. гвардия, 1986.- Т.2.

У героев повести, Федора и Лены свои жизненные проблемы. Покой Федора отравляет отец, человек пьющий, вызывающий всеобщие насмешки. У Лены хорошая, дружная семья. Но в результате родовой травмы, девочка лишена возможности передвигаться. Почти все время она проводит в интернате среди таких же больных. Она сосредоточена только на своих переживаниях, только на своей беде. Встреча с Федором, зарождающееся чувство к нему заставляет ее по-новому увидеть окружающий мир. Лена остро начинает чувствовать чужую беду, девушка теперь стремиться помочь другим. Федор тоже изменяется под воздействием событий, отношений с людьми. Меняется его мировосприятие, самооценка. В нем крепнет убеждение в необходимости действовать, делать добро.





Яковлев Ю. Рыцарь Вася.- М.: Дет. лит., 1967.

Толстый, неуклюжий Вася подвергается постоянным насмешкам. И никто не догадывается, как страдает мальчик, как в мечтах видит себя ловким и стройным. Совершающим рыцарские подвиги. Но когда жизнь поставила его перед такой необходимостью, он кидается спасать тонущего мальчика. К сожалению, все почести незаслуженно достались его однокласснику. А Васю выругали дома за мокрую одежду. Он не стал открывать ложь. Вася свыкшийся с ролью неудачника, в действительности – пример благородства, нравственной зрелости.








Яковлев Ю. Собирающий облака // Последний фейеверк .- М., Дет. лит., 1989.

И в школе и дома о Коле Малявкине сложилось предвзятое мнение как о человеке безвольном, безынициативном. На него все махнули рукой. Мальчик мечется в поисках выхода. Что же делать: или самому махнуть на себя рукой, или любыми усилиями исправить положение? И вскоре предоставляется случай пробудить самоуважение.

Если ты попал в беду!

Иногда жизненные обстоятельства вынуждают нас идти на компромисс со своей совестью. Как не потерять себя, не дать душе распасться, не сделать ее способной к жестокости и подлости? Найди ответ в книгах.


Амлинский В. Возвращение брата // Амлинский, В. Ожидание.- М., Худ. лит., 1985.

В повести создан образ очень искреннего, непосредственного мальчишки, мечтавшего о друге, защитнике. Он надеется обрести его в старшем брате и с нетерпением ждет его возвращения. Но его надежды не оправдались, брат опускается на «дно», теряет себя как личность. Автор раскрывает перед нами картину обстоятельств, подтолкнувших Ивана к падению и дает понять, что сам человек полностью ответственен за свои поступки. Вера младшего брата, невозможность обмануть его помогают Ивану вернуться к нормальной жизни.






Басова Л. Зойка и Пакетик.- М.: Дет. лит., 1988.

У пятнадцатилетней Зойки нормальная семья, но девочке там одиноко и скучно. В поисках взаимопонимания Зойка сближается с пестрой компанией. Они привлекают ее своей раскованностью. Ее новые друзья курят наркотики, угоняют мотоциклы, живут, как им хочется, не считаясь с авторитетом взрослых. Зойка пытается стать такой же как они, но скоро ей становится неинтересно. От нечего делать Зойка уносит из медпункта эфир, который попадает в руки двенадцатилетнему Пакетику. Зайдя как-то в барак, где собиралась компания, увидела мальчика с пакетом на голове – мертвым. Желание избавится от скуки и одиночества привело к гибели ребенка.



Дарьялова, Н. За чертой отчуждения.- М.:Мол.гвардия, 1989.

Эта книга о подростках, оказавшихся на «дне» жизни, потерявших себя. Страшное слово – колония. Как попала туда героиня повести Нелька? Автор прослеживает весь ее жизненный путь от рождения до 18 лет, путь трудного роста души молодой девушки, ничего не видевшей в жизни кроме пьяной матери, драк, грязных подвалов.



Лиханов А. Никто // Школьная роман-газета.- 2000.-N5-6.

В романе поднимается проблема «ничейных», брошенных детей. Всю свою недолгую жизнь Николай Топоров провел в доме ребенка и интернате. Наблюдая окружающую жизнь, он приходит к выводу – для того чтобы выжить, нужна удача или денежная профессия. Коля поступает в ПТУ на автослесаря – «всегда дефицитное и хорошо оплачиваемое дело». Но благие намерения разрушает встреча с Валентином, принявшем горячее участие в судьбе Николая. Валентин – человек непростой судьбы. Пройдя Афганистан и Чечню, и так не сумев найти себе место в мирной жизни, приходит в криминал. Он готовит Николая к самостоятельной жизни в соответствии со своими представлениями, делает его своим доверенным лицом. Финал романа трагичен – Валентина убивают, Коля, защищая себя, сам становится убийцей. Каков же путь решения проблемы «ничейных детей» - задается вопросом автор.

НАВЕРХ
Раздел "Мальчишкам и девчонкам"